Скучаете по флеш-играм? А ведь они давно уже вернулись. Но есть одна загвоздка…

Людям, которые только недавно отметили своё совершеннолетие, не очень понятно, почему мы, старички, ностальгично вздыхаем, когда заходит речь о Flash. Кажется, эта давно устаревшая технология, отяжелявшая веб-сайты и жрущая аккумуляторы мобильных устройств, не может вызывать никаких положительных эмоций. И всё-таки миллионы продолжают скрупулёзно архивировать флеш-анимацию и петь дифирамбы браузерным видеоиграм. Почему? И главное, что теперь делать нам, седовласым любителям таймкиллеров, настойчиво отказывающимся принимать век мобильных казуалок?

ОГЛАВЛЕНИЕ 1. Векторные просторы 2. Браузерки без браузеров 3. Безумие и хаос в бесконечном количестве 4. Прошлое не вернуть

Векторные просторы

2006 год. Мобильные телефоны настойчиво умнеют, но пока ещё тянут только совсем уж рудиментарные Java-игрушки. Впрочем, у любителей играть на ходу и тогда был богатый выбор: совсем недавно на рынок вышли сверхмощная Sony PSP и диковинная Nintendo DS. Мобильный гигант Nokia ещё в 2003 разродился такоподобным телефоном N-Gage с поддержкой «продвинутых» видеоигр, и уже давно существовал вполне успешный рынок КПК — предвестников современных смартфонов с поддержкой стилусов и мощным набором эмуляторов.

Мобильные игры не были чем-то странным — многие шедевры тех времён и сейчас смотрятся неплохо. Существовали и блокбастеры, выходившие на домашние консоли и ПК. Всё было вроде бы как сейчас, за исключением одного — инди-сцены как таковой не существовало. Её место, в каком-то смысле, занимали флеш-игры. Они запускались только в браузере, нередко кушали немало траффика и почти всегда отличались максимально элементарной концепцией. Как правило, разобраться в них можно было за пару минут, благо управление было простым. Но эта простота и подкупала: сотни школьников и студентов бежали домой, чтобы запустить свои компьютеры и загрузить Addictinggames.com, Newgrounds, Kongregate и другие сайты, собиравшие на своих страницах сотни игр. 

Скучаете по флеш-играм? А ведь они давно уже вернулись. Но есть одна загвоздка…

Несмотря на то, что у многих — может даже большинства — из них была PlayStation 2, игроки всё равно с огромным интересом пробовали все новинки. Для кого-то это была одержимость. Кто-то просто так отдыхал. 

Я никогда не был завсегдатаем таких сайтов, хотя помню я их хорошо. Моё знакомство с флеш-играми началось на форуме, посвящённым «Звёздным войнам». Будучи огромным поклонником научной (и не очень) фантастики, я был зарегистрирован чуть ли не на всех русскоязычных форумах (и создал чуть ли не десяток сам), и постепенно начинал изучать англоязычные варианты. Моим любимым был форум под названием «Голубой урожай»; его странное название будет хорошо знакомо самым прожжённым поклонникам звёздной саги, ведь это — кодовое название «Возвращения джедая». На этом форуме, помимо привычных веток обсуждения, был отдельный раздел с флеш-играми, где можно было поиграть в шедевры разных времён, и в попытках побить рекорды ветеранов форума я мог терять часы своего времени.

Сейчас забавно вспоминать эти моменты кратковременного помешательства. Форум уже давно приказал долго жить, да и Adobe Flash ушла на покой несколько лет назад. Это не значит, что браузерки больше невозможны — даже наоборот. HTML5, WebGL и WebAssembly позволяют создать не менее амбициозные — и многоплатформенные — проекты. Но мы редко слышим о каких-то громких релизах, а сайты-копилки маленьких шедевров больше не появляются. Пожалуй, последним браузерным хитом стала Wordle, но это едва ли то же самое. Лучшей альтернативой старых сайтов-сборников стал Itch.io, но игры здесь всё-таки редко выходят за определённые рамки.

Флеш-игры мертвы. Похоже, их заменили мобильные игры, тоже, как правило, легковесные и простые в освоении. Но нам, поклонникам той простоты, кажется, что это всё не то. Каждая игра в App Store создана, чтобы обогатить её разработчиков (и саму Apple). Какие-то стоят немалых денег, какие-то работают только по подписке. Все остальные чуть более, чем наполовину, забиты рекламой. Может флеш-игры и были примитивны, но многие из них прямо-таки дышали энтузиазмом интернета начала «нулевых», когда люди просто хотели творить. Я идеализирую? Возможно. Но именно так воспринимают игрушки того времени стареющие миллениалы. Флеш-игры не были шедеврами, но они были невероятно странными и абстрактными творениями увлечённых разработчиков-самоучек, и тем самым отличались от своих коммерческих альтернатив. Энтузиазм заразен, и именно на этой почве и зарождались самые яркие представители этой эпохи игр «на коленке». Эпоха эта мертва. 

Её много раз пытались вернуть, и кое-кому это даже удалось. Но спасение пришло, откуда не ждали.

Браузерки без браузеров

Интернет прошлого не вернуть. Поверьте мне, я пытался. Современной публике не очень интересны форумы или кричащие дизайны эпохи Web1.0. Можно создавать сколько угодно аналогов, но взлететь у них не получится. Время ушло, люди изменились. Если и есть шанс воскресить атмосферу бескрайнего творческого простора и (относительно) лёгкий движок для создания миниатюрных шедевров, то для этого нужна рука ведущего производителя видеоигр, который знает рынок и желания своей клиентуры. Производителя вроде… Sony.

Да, именно так. В 2020 году рынок видеоигр знатно потрясло, ведь на полках магазинах появились новые консоли: PlayStation 5 и Xbox Series X знаменовали своим выходом новую веху в развитии интерактивного развлечения: UHD-разрешение, трассировка лучей и сверхбыстрые скорости загрузки благодаря кастомным твердотельным накопителям завлекали новых покупателей, которые грезили новыми ААА-шедеврами с крутой графикой.

Скучаете по флеш-играм? А ведь они давно уже вернулись. Но есть одна загвоздка…

Но нас интересует событие менее знаковое: 14 февраля 2020 года на PlayStation 4 состоялся релиз Dreams. Её разработкой занималась студия Media Molecule, известная игрой LittleBigPlanet и Tearaway. LittleBigPlanet 2008 года выиграла много наград благодаря инновационному редактору уровней, позволявшему любому игроку создать и загрузить собственное творение в сеть. Делать можно было что угодно — хоть платформер, хоть гоночный симулятор или даже шутер, хотя ограничения были существенными, ведь игра не была полностью трёхмерной и ограничивалась всего тремя плоскостями (так называемое 2.5D). За один год игроки поделились более, чем миллионом творений. Когда серверы окончательно закрылись в 2021 году, это число увеличилось до десяти миллионов. 

К тому времени английских разработчиков уже мало заботила судьба любимого, но в их глазах устаревшего бренда. Они уже давно корпели над своим самым амбициозным проектом — Dreams. Её суть была примерно такой же — это игра с богатым редактором уровней. Точнее, не так. Это игровой движок, маскирующийся под игру. Движок не только мощный, позволяющий создавать настоящие трёхмерные шедевры, но и максимально доступный. Настолько, что весь процесс создания не требовал ни единой строки кода, и всё — от скриптов до трёхмерного моделирования — можно было делать геймпадом DualShock 4 или контроллером PlayStation Move, способным «рисовать» в воздухе.

Скучаете по флеш-играм? А ведь они давно уже вернулись. Но есть одна загвоздка…

Идея того, что теперь интерактивные эпосы можно было создавать на PS4 2013 года, казалось абсурдом, но вскоре скептики были вынуждены отказаться от своих слов: один за другим, в сеть стали утекать по-настоящему впечатляющие примеры того, на что способна человеческая фантазия и движок Dreams. Любой жанр — от шутера до стратегии или РПГ — можно было сделать самому. Кто-то сразу же принялся за создание своего аналога The Legend of Zelda, а кто-то решил использовать Dreams для того, чтобы анимировать музыкальные клипы или целые мини-мультфильмы. Ничего не напоминает?

Новостные ресурсы были только рады еженедельно выкладывать новые поражающие воображение творения в Dreams, но через пару месяцев поток интересных творений исчез из информационного потока. Игроки никуда не делись, но журналисты стали обсуждать новые события. И вскоре Dreams как-то и позабылась.

Безумие и хаос в бесконечном количестве

Когда я включаю Dreams, я сразу окунаюсь в мир грёз. Я играю на PS5, но особой разницы с базовой PS4 не замечаю: игра выделяется стремительными загрузками и интуитивным интерфейсом. Для навигации может использоваться как крестовина или аналоговый стик, так и курсор, который реагирует на движение ваших рук благодаря встроенному в геймпад гироскопу. 

В Dreams уже встроена мини-игра от самой студии. Она займёт у вас часов 5 и заслуживает называться маленьким шедевром. Но весь сок — в разделе DreamSurfing, где игрок может спокойно «сёрфить» тысячи пользовательских творений. Этим Dreams напоминает мне те самые старые сайты. Благодаря быстрому интерфейсу и стремительным загрузкам за десять минут можно устроить тест-драйв не одному десятку «грёз». Тут царит полный хаос, и даже несмотря на то, что в самом начале разработчики пригрозили пальцем нарушителям авторских прав, вселенная Dreams полнится кроссоверами и фанатскими произведениями на любую тему, от «Звёздных войн» до «Соника» или лягушонка Кермита. 

Скучаете по флеш-играм? А ведь они давно уже вернулись. Но есть одна загвоздка…

И такую графику можно сделать в Dreams. В VR!

Кажется, тут представлен каждый жанр, каждый тип интерактивного мультимедиа. Музыканты выкладывают свои клипы, аниматоры — технодемки, интернет-тролли — мемы, и так далее. Но больше всего, конечно, игр. Я не буду притворяться, что каждая вторая — произведение искусства. Если уж начистоту, то большинство представляют из себя вымученные потуги либо пошутить, либо просто состряпать что-то за один вечерок. Но среди всего этого можно найти и массу отличных мини-игр, многопользовательских и одиночных. Как рудиментарные 2D-платформеры в монохромной палитре Game Boy, так и демки, поражающие своей графикой. Media Molecule старательно курируют самые лучшие работы и устраивают торжественные конкурсы с призами. Так, на днях студия анонсировала выход хэллоуинского эпика под названием All Hallows’: The Land of Lost Dreams. Полноценная видеоигра (вы только посмотрите на этот буклет!), за которую на жалко и денег отдать, была создана при непосредственном участии разработчиков, но включает в себя огромное количество пользовательского контента. Как результат, это одна из лучших новинок осени, о которой знают лишь обладатели Dreams.

Я могу много расписывать все прелести эксклюзива PlayStation, но многим будет всё равно именно потому что это эксклюзив. Забавно получилось, что дух флеш-игр был воссоздан на консоли, но что ж поделаешь. Помните, я писал в заголовке о загвоздке. Ну, вот она. Велик шанс, что вам (пока что) Dreams недоступна. Может, в будущем она получит порт на ПК, но предсказывать я не буду — слишком уж многое в ней завязано на управлении контроллером. 

Прошлое не вернуть

В 2022 году многие из нас окончательно ударились в эскапизм. Святой 2007, когда всё было хорошо, начало нулевых, когда, по мнению многих, был золотой век интернета… все мы что-то вспомнили. Но прошлого не вернуть, и флеш-игры больше не будут феноменом. Но их дух бескрайнего энтузиазма и непредсказуемого качества живёт благодаря усилиям студии Media Molecule. Если будет такой шанс, попробуйте ознакомиться с Dreams — или посмотрите ролики в сети, чтобы впечатлиться тому, на что способны креативные люди при помощи одного геймпада и необузданного воображения.

Источник: root-nation.com