В октябрьском номере немецкого юмористического журнала «Летучие листки» (Fliegende Blätter) за 1892 год появился рисунок с оптической иллюзией. На нём была изображена голова кролика. Или это была голова утки? Оба рисунка, казалось, переходили из одного в другой — из утки в кролика и обратно.
Полвека спустя, в 1953 году, этот рисунок снова появился в книге «Философские исследования» Людвига Витгенштейна (Ludwig Wittgenstein), где знаменитый философ использовал этот пример, чтобы показать, что определённые фигуры могут быть интерпретированы более чем одним способом. В течение следующих 70 лет эта иллюзия с уткой-кроликом множество раз появлялась в книгах, журналах и на веб-сайтах.
Иллюзия с уткой-кроликом является классической, но точно не первой в истории
На протяжении всей истории человечества художники используют различные техники, чтобы ввести зрителя в заблуждение, например, создать ощущение глубины на плоских рисунках, используя искусное сочетание мазков и теней, также известное как «тромплей». Некоторые данные свидетельствуют о том, что даже художники эпохи палеолита украшали стены пещер рисунками лошадей и бизонов, искусно использовав естественные выступы скал, чтобы придать своим работам ощущение объёма и глубины. Наиболее примечательны доисторические произведения искусства, обнаруженные в пещере Фон-де-Гом (Font-de-Gaume) во Франции.
Учёный Дункан Колдуэлл (Duncan Caldwell), занимающийся древней историей, исследовал рисунки эпохи палеолита в нескольких пещерах во Франции и обнаружил, что по всей пещере Фон-де-Гом встречаются рисунки и вырезанные в скале изображения шерстистых мамонтов и бизонов, которые часто имеют общие линии или другие детали, создающие частично совпадающие изображения, которые сначала можно принять за одно животное, затем за другое — точно так же, как иллюзия с уткой-кроликом. Колдуэлл говорит, что парный рисунок мамонта-бизона появлялся по всей пещере с такой регулярностью, что это не могло быть простым совпадением.
Колдуэлл также обнаружил маленькую статуэтку, которая была вырезана таким образом, что с одной стороны это был бизон, а с другой — мамонт. Колдуэлл утверждает, что физическое сходство между формами этих двух животных делает их идеальными кандидатами для доисторических художников, чтобы накладывать одно изображение на другое в общую картинку.
На этом рисунке доисторического искусства, скопированном со стен пещеры Фон-де-Гом исследователем Анри Брёйлем (Henri Breuil), контуры бизона и мамонта накладываются друг на друга. Фотография: Duncan Caldwell
Ещё один яркий пример иллюзии с мамонтом-бизоном вырезан на копьеметалке, обнаруженной в Канекоде. На этом предмете мамонт и бизон изображены одним и тем же контуром. Кроме того, по мнению Колдуэлла, есть две небольшие детали, которые позволяют воспринимать всё изображение в виде одного из животных, и когда видится одно животное, другое «исчезает».
Изображение на этой резной работе от копьеметалки можно рассматривать по-разному. Глаза над и под изгибом в форме полумесяца, который одновременно служит как бивнем мамонта (для верхнего глаза), так и рогом бизона (для нижнего глаза), выделены на фотографии красным цветом. Фотография любезно предоставлена Дунканом Колдуэллом
Эндрю Хоули (Andrew Howley) пишет в «Нэшнл Географик» (National Geographic):
Упомянутые выше небольшие детали — это глаза. Колдуэлл описывает, что есть «как верхний глаз, который превращает расположенный под ним полумесяц в бивень мамонта, так и нижний глаз рядом с передней ногой, который превращает этот же полумесяц, только что интерпретированный нами как бивень, в верхний рог бизона». Глядя на тот или другой глаз, мы можем видеть, как вся фигура трансформируется из одного животного в другое — эффект, наиболее похожий на классическое изменение формы утки-кролика.
Хоули пишет, что сложно придумать какие-либо другие причины, кроме того, что эти искусно вырезанные формы были созданы намеренно и не являются случайными метками. Детали туловища животного, его бивень/рог, шерсть, конечности созданы реалистично, что говорит о художественных способностях автора.
Однако возможно, что это изображение только мамонта, а не мамонта и бизона, особенно учитывая, что некоторые части копьеметалки отсутствуют. В своей книге «Мамонты: гиганты ледникового периода» (Mammoths: Giants of the Ice Age) авторы Адриан Листер (Adrian Lister) и Пол Бан (Paul Bahn) предполагают, что хобот мамонта загибается назад в нижней левой части фигуры, делая нижний «глаз» его свёрнутым вверх концом.
Ещё один пример древней оптической иллюзии можно найти в храме Айраватешвара в южно-индийском штате Тамил Наду. Эта иллюзия однозначна.
Барельеф отчётливо представляет собой двух животных с одной головой. В зависимости от того, на каком животном вы сосредоточитесь, вы увидите либо слона, либо быка (более отчётливо это можно увидеть здесь). Этот храм был построен во времена правления императора Раджараджи II в XII веке, что делает эту иллюзию древнейшей подлинной оптической иллюзией в мире.
Переведено специально для BUGAGA.RU (оригинал)
Перепечатка статей разрешена только при наличии активной индексируемой ссылки на BUGAGA.RU
Источник: bugaga.ru